Пудовкин Всеволод Илларионович
1893 — 1953
Всеволод Пудовкин родился 16 (8) февраля 1893 года в Пензе. В 1914 году окончил отделение естественных наук физикико-математического факультета МГУ и ушёл на фронт Первой Мировой войны, был ранен, взят в плен, бежал, вернулся уже в Советскую Россию. Окончив студию Кулешова и создав в качестве актёра первый в истории кино образ большевика и ряд эксцентрических и сатирических образов, Пудовкин становится кинорежиссёром.
В 1926 году Пудовкин вместе со сценаристом Натаном Зархи и оператором Анатолием Головня создает свой шедевр «Мать» по одноимённому роману Максима Горького. Фильм стал крупнейшим достижением советского кинематографа.
В этом фильме Пудовкин необычайно правдиво и впечатляюще показал жизнь русских рабочих до революции. Главные роли он поручил актерам Художественного театра Вере Барановской и Николаю Баталову, которые создали образы правдивые, психологически глубокие. Пудовкин обогатил кинематографию рядом ценных открытий. В немом, кино он сумел создать интересные метафорические образы: тишину, например, он передал, показывая крупным планом падающие капли; желая сказать, что «революция непобедима, как весна», Пудовкин смонтировал кадры первомайской демонстрации с кадрами мощного весеннего ледохода.
В следующем фильме — «Конец Санкт-Петербурга» (1927), — созданном Всеволодом Пудовкиным, Натаном Зархи и Александром Головней к десятилетнему юбилею Октября, показана типичная судьба революционера. Герой приходит в город неграмотным деревенским парнем и — сначала в цехах завода, а затем в окопах войны — приобретает закалку революционера. Эпизоды безжалостной окопной войны, военного ажиотажа на бирже, а также октябрьских событий в Петрограде принадлежат к лучшим достижениям киноискусства.
Третий шедевр Пудовкина — «Потомок Чингисхана» (1929). В нём показана борьба монгольского народа против поработителей их Родины — колонизаторов и интервентов. Режиссёр находил удивительные детали, характеризующие его отношение к происходящим событиям: вихрь, катящий перекати-поле, клубы пыли, вырванные деревья, стирал с лица земли интервентов, которых гнала монгольская конница. Колоссальный темперамент и мастерство Пудовкина до сих пор поражают зрителей.
Пудовкин был автором книг «Кинорежиссёр и киноматериал» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актёр в фильме» (1934). Пудовкин также преподавал во ВГИКе, на режиссёрском факультете.
Всеволод Илларионович Пудовкин скончался 30 июня 1953 года в Москве (по другим данным в местечке Дубулты близ Риги).
В 1926 году Пудовкин вместе со сценаристом Натаном Зархи и оператором Анатолием Головня создает свой шедевр «Мать» по одноимённому роману Максима Горького. Фильм стал крупнейшим достижением советского кинематографа.
В этом фильме Пудовкин необычайно правдиво и впечатляюще показал жизнь русских рабочих до революции. Главные роли он поручил актерам Художественного театра Вере Барановской и Николаю Баталову, которые создали образы правдивые, психологически глубокие. Пудовкин обогатил кинематографию рядом ценных открытий. В немом, кино он сумел создать интересные метафорические образы: тишину, например, он передал, показывая крупным планом падающие капли; желая сказать, что «революция непобедима, как весна», Пудовкин смонтировал кадры первомайской демонстрации с кадрами мощного весеннего ледохода.
В следующем фильме — «Конец Санкт-Петербурга» (1927), — созданном Всеволодом Пудовкиным, Натаном Зархи и Александром Головней к десятилетнему юбилею Октября, показана типичная судьба революционера. Герой приходит в город неграмотным деревенским парнем и — сначала в цехах завода, а затем в окопах войны — приобретает закалку революционера. Эпизоды безжалостной окопной войны, военного ажиотажа на бирже, а также октябрьских событий в Петрограде принадлежат к лучшим достижениям киноискусства.
Третий шедевр Пудовкина — «Потомок Чингисхана» (1929). В нём показана борьба монгольского народа против поработителей их Родины — колонизаторов и интервентов. Режиссёр находил удивительные детали, характеризующие его отношение к происходящим событиям: вихрь, катящий перекати-поле, клубы пыли, вырванные деревья, стирал с лица земли интервентов, которых гнала монгольская конница. Колоссальный темперамент и мастерство Пудовкина до сих пор поражают зрителей.
Пудовкин был автором книг «Кинорежиссёр и киноматериал» (1926), «Киносценарий. Теория сценария» (1926), «Актёр в фильме» (1934). Пудовкин также преподавал во ВГИКе, на режиссёрском факультете.
Всеволод Илларионович Пудовкин скончался 30 июня 1953 года в Москве (по другим данным в местечке Дубулты близ Риги).