Мой антигерой! new!
(код для вставки на сайт, или блог)

Макаров Степан Осипович

1848 — 1904
 

134
Отец — Осип Фёдорович Макаров (1813—1878).

Окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре (1865). Видный отечественный ученый и военно-морской теоретик, герой русско-турецкой войны 1877—1878 во время войны впервые в мире успешно применил торпедное оружие, потопив турецкое сторожевое судно "Интибах", участник Ахал-Текинской экспедиции (1880—1881), организовывая доставку снабжения водным путем из Астрахани в Красноводск. Возглавлявший экспедицию генерал Скобелев обменялся с ним георгиевскими крестами (совеобразный варинт братания у георгиевских кавалеров), с этим крестом Макаров и погибнет в 1904 г.

Командовал пароходом «Тамань» (1881—1882), фрегатом «Князь Пожарский» (1885), корветом «Витязь» (1886—1889), на котором совершил кругосветное плавание.

Исполняющий должность главного инспектора морской артиллерии (1891—1894). На этом посту он изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам («макаровские колпачки»), которые, однако, так никогда и не были внедрены в практику русского флота, хотя и повышали бронепробиваемость снаряда при прочих равных на 10-16 %. Они представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твердый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони — значительно менее твердые. Шестидюймовые снаряды с такими наконечниками пробивали 254 мм броню (в упор). Очевидно внедрение этих снарядов радикально изменило бы картину русско-японской войны: достаточно сказать, что в чемульпинском бою "Варяг" смог бы пробить броню "Асамы" - своего основного противника.

Младший флагман Практической эскадры Балтийского моря (1894). Командующий эскадрой в Средиземном море (1894—1895), при угрозе войны с Японией (1895) перевёл корабли на Дальний Восток. Командующий Практической эскадрой Балтийского моря (1896—1898). Один из инициаторов идеи использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Руководитель комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак» (1897—1898). В 1901 году, командуя «Ермаком», совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа.

Главный командир Кронштадтского порта, губернатор Кронштадта (6 декабря 1899— 9 февраля 1904). В этом качестве составил за четыре дня до начала русско-японской войны записку с предупреждением о неизбежности начала японцами войны в ближайшие дни, равно как и о недостатках русской противоторпедной обороны, которые позже и были использованы японцами при атаке на рейд Порт-Артура 26 января 1904 г.

После начала русско-японской войны (1904—1905) назначен 1(14) февраля командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.